третье декабря
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР КИНЕМАТОГРАФИИ: ЧАСТОТА КАДРОВ
Хотите узнать, что такое кадры? Узнать что такое частота кадров и как её можно использовать в своих кино- и видео-проектах?
Частота кадров (также нередко употребляется выражение «число кадров в секунду», FPS) представляет собой термин, используемый для описания того, сколько стоп-кадров мы видим в одну секунду. Для кинематографиста это одна из первых настроек — 24, 25, 30. Универсально, 24fps принимается как норма для «кинематографической» частоты кадров. 30 кадров в секунду используется для вещания в Северной Америке, а 25fps — стандарт вещания в Европе.

Анимация ниже – это последовательность кадров, которые сменяют друг друга. Если быть точными, то это 24 отдельных кадра:
Ниже мы разделили анимацию на отдельные кадры: каждый кадр — 1/24 секунды.
У вас не возникает вопрос, а почему именно 24? Очень интересно и полезно узнавать не только как именно устроены вещи, а почему они так устроены. Почему не 21 или не 29.58? Почему есть только эти точные частоты? Если вы зададите этот вопрос режиссерам, то, скорее всего, получите ответ, что 24fps — это стандарт кинематографии. Впрочем, стандарт кинематографии — это просто относительное понятие.

Вспомните 2013 год и статьи кинокритиков по фильму «Хоббит: нежданное путешествие»: все они сходились во мнении, что фильм выглядел как дешевая телевизионная мелодрама. Это произошло потому, что снимался и показывался фильм именно с частотой 48fps.

Съемка в 24fps – это результат многих причин; долгие годы люди исследовали этот вопрос. Вкратце можно сказать, что данная цифра была выбрана в результате компиляции многих факторов.

Как люди воспринимают кадры
Мы можем воспринимать от десяти до двенадцати кадров, проходящих в качестве отдельных изображений. Как только число изображений в секунду увеличивается, разрыв между каждой картинкой укорачивается, и наш мозг начинает распознавать образы как движение. Это было впервые документально подтверждено психологом Максом Вертгеймером.

С начала 1900-х до 1920-х годов не было никакого промышленного стандарта частоты кадров; не было никаких правил. Это был просто в интересах студий — сохранить низкую частоту кадров, так как чем выше частота кадров, тем больше используется пленки. Чем больше фильм, который должен был быть снят, тем больше денег, которые должны были быть потрачены.

Хотя большая частота кадров была лучшей альтернативой для человеческого глаза, 16fps стало неофициальным стандартом для немых фильмов. Этого было достаточно, чтобы создать иллюзию движения, а студия Execs не теряла деньги с каждым поворотом рукоятки.

Есть несколько вариантов того, почему был выбрано именно 24fps. Например, Джон П. Хесс говорит, что стандарт 24fps был выбран в связи с добавлением звука в фильмы.

А еще число 24 было выбрано из-за математики; его легко разделить. А редакторы смогли выработать конкретные сокращения времени на основе количества кадров. Двенадцать кадров будет полсекунды, шесть кадров будет четверть секунды, и так далее.

В то время как немое кино было еще в состоянии развлекать массы, создатели фильмов все же хотели развития. Они хотели, чтобы зрители смогли услышать произнесенные слова — как в театре. Кроме того, появление бытовых радиоприемников предлагало новые и захватывающие истории, а кино и театр не могли этого. Пионеры кинопроизводства пытались синхронизировать звук с начала 1900-х годов. Первый прорыв у них случился в 1920-е годы.

В начале изобретатели, такие как Ли де Форест, предпринимали попытки записать и синхронизировать звук путем передачи вибрации звуковых волн с помощью гравировки на мягком воске диска. К сожалению, очень легко звук выпадал из синхронизации, поскольку видео и аудио были записаны отдельно и с различными скоростями.

Далее появился Фонофильм Фореста, в котором был представлен способ записи оптической дорожки одновременно с кинопленкой. С помощью этого метода стало физически невозможно рассинхронизировать звук и картинку, так как формат был одинаков.
На протяжении 1920-х годов различные изобретатели и кинокомпании продолжали работу в направлении объединения картинки и звука. Де Форест улучшал качество звука с его Фонофильмом Фореста, в то время как Warner Brothers расширяли границы возможности записи на диски с Vitaphone.
Для того, чтобы преодолеть проблему синхронизации, которау де Форест имел со своим форматом дисков, Vitaphone сделал систему дисков и кинопроекции работающей от синхронных электродвигателей, которые, в свою очередь, работали от общего источника. Это был еще один шаг к преодолению рассинхронизации звука и картинки.

Инженеры системы Vitaphone выбрали формат диска шестнадцать дюймов со скоростью проигрывания 33 1/3 оборотов в минуту. Поворот на 33 1/3rpm дает на диск одиннадцать минут игрового времени – это столько же, как 300 метров пленки. 28 метров в минуту: двадцать четыре кадра в секунду.

Историки в области кинематографии утверждают, что 24fps стало стандартом только потому, что Vitaphone впервые с 1927 выпустила фильм «Певец джаза». Если бы это было не так, то 22fps, возможно, стало было нормой съемки. «Певец джаза» — это первый фильм с синхронизированным диалогом.

Частота кадров и выдержка

Частоту кадров нередко путают с выдержкой. Но хотя это и отдельные компоненты, работают они вместе. Частота кадров – это число в секунду, а выдержка – это промежуток времени, в течение которого затвор открыт.

В кинематографии выдержка должна быть вдвое больше частоты кадров – это известное правило. То есть, если имеем 24 кадра, то выдержку надо устанавливать на 1/48. Бюджетные камеры могут не поддерживать возможность установки 1/48, но в большинстве случаев можно обойтись 1/50.

Как использовать FPS в вашем фильме

Можно ли использовать частоту кадров для придания уникальности фильму? Конечно, одна из самых распространенных практик использования – это замедленное движение.
Один из наиболее ярких примеров использования замедленного движения можно увидеть в фильме «Матрица». Практически полная остановка времени в сюжете, но камера продолжает двигаться! Сколько лет этому фильму, а прием все так же эффектно выглядит, не правда ли?

Мы надеемся, что этот материал был вам полезен.