Первый - это напряжение создается через тайну, неизвестность, горе, ужас или шок. Это довольно часто встречается в элементах хоррора и известно в технике кинопроизводства.
Вторым фактором является релевантность, актуальность. Для эффективности фильма ужасов, он должен иметь отношение к потенциальным зрителям. Эта значимость может принимать форму универсальной значимости - показ всеобщего страха перед такими вещами, как смерть и неизвестное, либо он может взять на себя культурную значимость - иметь дело с социальными проблемами. Зрители могут быть в актуальных подгруппах – подростки, к примеру. И, наконец, есть личная значимость – зритель, который идентифицирует себя с главным героем.
Последний фактор, который является самым интуитивно понятным, все же отличается не реалистичностью. Несмотря на великолепную графику последних фильмов ужасов, мы все знаем, на каком-то уровне, что все это не реально. Хайдт, Макколи и Розин провели исследования о брезгливости, показывая студентам в 1994 г. серия ужасных документальных видео мало кто мог досидеть до конца – и все-таки эти же студенты будут платить, чтобы увидеть действия, которые даже хуже, но на экране кино. Зачем? Может быть потому, что, когда мы ходим в театр, мы знаем, что мы видим на экране сфабрикованую реальность. Фильмы редактируются с нескольких ракурсов при воспроизводящихся звуковых дорожках, а иногда ужас даже идет с черным юмором. Это также объясняет, почему мы все помним, что то кино, которое казалось нам в молодости страшным, теперь кажется фальшивым, наигранным. Детям труднее разделять реальность и вымысел.
По словам Уолтерса, фильмы, которые приносят высокие уровни напряжения в соответствующие универсальные или культурные подгруппы и сохраняют при этом атмосферу реализма, будут иметь более «ужасную» привлекательность.