третье декабря
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СЦЕНАРИЙ
С помощью этой статьи мы не сможем сделать вас профессиональным сценаристом, но попробуем сформировать общее представление о киносценарии и этапах работы над ним.

Немного истории
Греческий философ Аристотель в своей поэтике (ок. 335 г. до н.э.) выдвинул идею, что «целым является то, что имеет начало и середину и конец» . Эта трехэтапная структура (протазис, эпитазис, кульминация) преобладала до тех пор, пока римский театральный критик Гораций не выступил за структуру пяти актов в его «Искусстве поэзии»(строки 189-190): пьеса не должна быть короче или длиннее, чем пять актов. Драматурги эпохи Возрождения возродили использование восьмиактовой структуры.

В настоящее время кино, хотя и очень похоже на театр, все же не полностью совпадает с ним. Написание сценария заимствует некоторые черты театра, об этом и поговорим ниже. Итак, с чего начинать писать сценарий?

Идея

Идея – это то, о чем будет ваш фильм в одной или нескольких фразах. Например, в фильме «13 грехов» основной идеей является то, на что человек способен ради денег. Как быстро можно переформатировать человека, чтобы из обычного он превратился в чудовище, способное на все. Сколько для этого потребуется этапов.

Структура
Об этом мы уже писали в истории драмы. Нам необходима драматическая ситуация – именно она и происходит из идеи. Нам интересно, как будут герои реагировать на изменение ситуации.

Экспозиция

Экспозиция представляет собой часть истории, которая вносит важную справочную информацию для аудитории; например, информация о настройке событий, происшедших до основного сюжета, персонажей в истории и т.д. Экспозиция может быть передана через диалоги, воспоминания, мысли персонажей, детали фона, СМИ.

Развитие действия

Здесь идет подготовка к самой интересной точке. Серия событий, которые начинаются сразу же после экспозиции (введения) истории. Эти события, как правило, представляют собой наиболее важные части истории — весь сюжет зависит от них; именно они готовят кульминацию.

Кульминация
Кульминация является поворотным моментом, который меняет судьбу главного героя. Если история это комедия, а дела шли плохо для главного героя, то сюжет начинает разворачиваться в его пользу, часто требуя у главного героя, чтобы он опирался на скрытые внутренние силы. Если история является трагедией, то наоборот: все идет от хорошего к плохому; часто именно здесь раскрываются скрытые слабости главного героя.

Сворачивание действия

Во время сворачивания действия, конфликт между главным героем и антагонистом распутывается, происходит победа или поражение главного героя. Также это действие может содержать момент неизвестности, в котором конечный исход конфликта вызывает сомнения.

Развязка

Развязка включает в себя события с конца падающего действия к фактической конечной сцене драмы или рассказа. Конфликты разрешаются, появляется чувство катарсиса, или освобождение от напряжения и тревоги. Комедия заканчивается развязкой, в которой главный герой становится лучше, чем в начале рассказа. Трагедия заканчивается катастрофой, в которой главный герой находится в худшем положении, чем в начале повествования.

Современные драмы все чаще используют падение, чтобы увеличить относительную высоту кульминации и драматического воздействия (мелодрама). Главный герой чего-то достигает, но падает и поддается сомнениям, страхам. Отрицательная кульминация происходит, когда главный герой призревает и встречает самый сильный страх. Или, возможно, теряет что-то важное, что дает главному герою мужество.

Синопсис

После создания структуры, у вас должен появиться синопсис. Синопсисом называют небольшое (несколько страниц) изложение фильма, в котором должны быть перечислены все повороты сюжета; должны иметь место все основные акты, кульминация и развязка. Стоит отметить, что написать хороший синопсис легче, чем сам сценарий. По имеющемуся синопсису продюсер сможет вам сразу сказать: есть ли у фильма будущее или нет. Из интересного синопсиса всегда можно сделать хороший сценарий, так что новичкам имеет смысл потренироваться в написании их, тем более, что занимает эта работа гораздо меньше времени, чем непосредственная проработка сценария. Итак, если ваш синопсис одобрен, то пора приступить к поэпизодному плану.

Поэпизодный план

По сути дела этот план – это последовательность сцен. Здесь вам важно продумать канву событий: что, и в какой последовательности подробно будет происходить с героями. Несколько актов, обязательные сцены, поворотные точки, характеры героев, кульминация – это все необходимо тщательно проработать.

Сама по себе работа над поэпизодным планом займет целую статью. Именно о нем в подробностях мы и поговорим в одном из следующих материалов. Также мы рассмотрим советы от ведущих экспертов кино по поводу написания сценариев. Мы надеемся, что теперь вы уже имеете представление об основных понятиях киноиндустрии, связанных с написанием киносценария.