третье декабря
ЧТО ТАКОЕ РЕЖИССЁРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ
«Пусть бессознательно-интуитивное творчество
зарождается с помощью сознательной подготовительной работы».

Одно из творческих заданий ГИТИСа, для поступления на факультет режиссуры театра, требует написания экспликации. Эта разработка – проверка, готовы ли вы для этой профессии. Занимает ли вас пьеса, горите ли вы идеей, можете ли вы разобраться во всех взаимоотношениях и со всеми составляющими выбранного вами произведения. Сможете ли вы заразить своим желанием мастера, а значит и творческую группу.

Это серьезная работа, требующая кропотливого подхода и усилий с вашей стороны. Если до этого момента вы думали, что творчество – это хаос и вдохновение. То теперь должны понять, что на самом деле творчество – это хорошо упорядоченная структура и работа.
  • Что такое экспликация. Определения.
Экспликация (театр) — письменное сопровождение и объяснение режиссёрского замысла в условных обозначениях.(Википедия)
Экспликация (лат. объяснение, развертывание)
— Этап исследования, заключающийся в раскрытии сущности того или иного предмета, явления, — объяснение.
— Процесс развертывания, в результате которого, раскрывается содержание к. -л. единства, а его части получают самостоятельность и могут быть отличены друг от друга. (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд. -М.: Политиздат, 1981. — 445 с.)

  • Форма.
Экспликация пишется в свободной форме, несет в себе вашу индивидуальность. Никаких четких пунктов и правил, она не имеет. Как кто-то сказал: «Вы же режиссер! Самостоятельный человек. Не нужно допытываться всех, в какой форме ее нужно делать. Проявите свою оригинальность и включите свои мозги».

  • Для начала задание: представьте, что вы просто размышляете о пьесе, которую Вы будете ставить. И запишите свои размышления на листок.
  • Отдельное слово про обьем. Да, экспликация легко может превысить 15 страниц и даже дойти до 30 и более. Но, опять таки, четких рамок нет. Главное быть убедительным в разговоре о вашем разборе.
Помните, что главное в экспликации – это ваше видение. Можно сказать так: старайтесь отойти как можно дальше от общепринятого толкования произведения, старайтесь увидеть тот смысл, который еще никто не видел. Удивляйте, но удивляйте, пожалуйста, не бредом.

  • Далее я приведу примерный список вопросов, который можно себе задать.
(Ох, выражаю особую благодарность Полиночке, которая позволила мне написать сегодняшний пост, фактически не напрягая мой кипящий мозг). Помните, что это просто перечень вопросов. Эти вопросы могут быть в вашей экспликации, а могут и не быть. Могут быть в таком порядке, а могут быть совершенно в другом. Это не четкие пункты, а подсказка.
ВНИМАНИЕ. Если вы должны написать экспликацию – не предавайте себя. Прочтите текст, написанный ниже, только после того, как САМОСТОЯТЕЛЬНО напишите пункты экспликации.

Почему? Во-первых, вы заставите свой мозг работать, а не бездумно заполнять пункты. Во-вторых, вы можете найти какой-то нужный вопрос\пункт который необходимо задать вашей пьесе. Для того чтобы быть режиссером не нужно делать все под копирку.
Пункты режиссёрской экспликации

Для экспликации вы выбираете любую пьесу из мирового репертуара, желательно, чтобы она была знакома экзаменаторам, чтобы они понимали, о чем речь и не выпадали из обсуждения. Но главное, она должна вас восхищать. Вы должны ее действительно полюбить.

  1. Актуальность пьесы. (аргументировать почему я ее выбрал, почему ее сейчас нужно ставить и проч).
    2. Стилевая и жанровая характеристика пьесы.
    3. Характеристика место действия пьесы. (исторический период написания пьесы; соц.и политическая ситуация в мире\стране\городе при написании пьесы; характеристика места и времени внутри самой пьесы. Т.е. в каком городе, при каких обстоятельствах это происходит; характеристика конкретного места действия, где все это происходит).
    4. Атмосфера спектакля и атмосфера, в которой живут и действуют персонажи.
    5. Характеристика главных героев. Что каждым из них движет, что руководит. Что они из себя представляют. Их личные конфликты. Личные сверхзадачи. Предлагаемые обстоятельства.
    6. Идеальное распределение ролей — на примере известных актеров. Определение из ролей(главные второстепенные). Роль персонажа в данной ситуации т.е в каждой сцене, в каждом действии.
    7. Группировка сил(например по идеологии).
    8. Краткий пересказ\конспект, при необходимости.
    9. Основные события каждого акта.
    10. Разбор пьесы на действия. т.е. где ты считаешь, начинается и заканчивается действие (это может не совпадать с актами и сценами самой пьесы, в одной сцене может быть пять действий. А может и пять сцен быть одним действием).
    11. Трактовка фабулы.
    12. Идея – о чем.
    13. Сверхзадача – для чего я ставлю.
    14. Реж. замысел – как я ставлю.
    15. Аудитория – для кого я ставлю.
    16. Вся пьеса: исходное событие; ключевое событие; главное событие; заключительное событие; ведущее обстоятельство.
    17. Вступление, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
    18. Действие и контрдействие.
    19. Можно найти одну фразу(или придумать ее) которая будет характеризовать всю пьесу. Т.е не столько пьесу, сколько ваше видение.
    _______________
    Сценография – или идея сценического оформления.
    20. Декорации должны быть оправданы с художественной и идейной точки зрения. Из разряда «чёрный занавес, потому что он передаёт тёмный настрой души главного героя». Или «круг в центре сцены, который крутится. Для того чтобы герой бежал по нему в обратную сторону его движения. И тем самым создавалось видимость динамики и тд.
    21. Декорацию в гитис необходимо подкрепить МАКЕТОМ сцены. Серьезно. Масштаб на ваше усмотрение, материал так же.
    22. С кем бы из художников, сценографов работали над этой пьесой. В каком худ. направлении.
    23. Костюмы – желательно эскизы.
    24. Музыкальное оформление (композитор, настроение или жанр).
    25. Свет, цвет.